dert.ru/travel — путешествия, фотографиисм. также: главная страница dert.ru, «обрамлятор»Фотографии Русского Севера

Какую зеркалку купить?

Список всех частей: Статьи и заметки

В последнее время меня регулярно спрашивают: какую зеркалку купить? В последнее время мне регулярно говорят: я тут недавно зеркалку купил, а фото почему-то от мыльницы ничем не отличаются. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и зачем вообще нужна эта зеркалка. И мне польза, я просто буду всех вопрошающих отсылать сюда.

«А почему вы именно зеркалку хотите?» — это первое, что я спрашиваю в ответ. Что-то вразумительное услышать сложно. Обычно главная причина — это повышение качества фото. Почему-то в народе есть устойчивый миф, что стоит только купить зеркалку, как шедевры попрут сами собой.

Тогда я начинаю задавать наводящие вопросы. А сколько объективов планируется купить? А в отпуск готовы будете взять их все и таскать их каждый день по 10-12 часов? Что, все 3-5 килограмм фототехники? А штатив, эту неудобную полуторакилограммовую косорагу, тоже? А при обработке готовы тратить по пять минут на кадр, ну хотя бы по три минуты? А то и по полчаса, если и правда внезапно шедевр случился и хочется из него выжать по-максимуму? А умножьте-ка эти три минуты на те две тыщи кадров, что вы привезли в последний раз из Тайланда. Что, впечатляет?

И вот тут выясняется, что нет, не готовы. Надо бы просто картинку получше, краски посочнее, шумов поменьше да иногда автофокус пошустрее.

Картинка и краски: «мне говорили, зеркалка делает более сочные фотографии»

Если по-простому, то матрица фотоаппарата состоит из множества пикселей, а каждый пиксель на матрице может запомнить только свой цвет (красный, синий либо зеленый) и его яркость. Уже потом из этой малоприглядной каши специальные алгоритмы вытаскивают на свет наше цветастое творение. Если речь идет о жпеге прямо в камере, то этим занимается ее процессор. Если снимаем в raw-формате, то у нас есть возможность выбрать программу по вкусу и сделать эту конвертацию уже на компьютере, а заодно поправить другие огрехи съемки.

Если вы не готовы возиться с равами, а хотите снимать в жпег, сливать фото с камеры сразу во вконтакт, фликр, пикасу или что там у вас, то зеркалка не самый лучший выбор. А особенно — какая-нибудь профи-зеркалка. Парадокс, но любительские продвинутые мыльницы или беззеркалки дадут гораздо лучше результат сразу из камеры. Они рассчитаны на подобное поведение пользователя, поэтому производитель изначально закладывает разные профили и постобработку, которая применяется к жпегу из камеры. Этакая кнопочка «сделать красиво», которая нажимается автоматически вместе с кнопкой спуска. К получаемой картинке камера сама применяет какую-нибудь кривую, повышающую контраст, добавляет насыщенности, давит шумы. При съемке в raw-формате вам придется обо всем этом думать самому и выставлять необходимые параметры в конвертере, а то и дорабатывать напильником в фотошопе. Но и результат может быть на порядок лучше. А может и не быть, тут все от ваших рук и умений зависит.

Да что говорить, смотрите сами. Сможете сказать, где тут зеркалка, а где нет?

Фото со страницы http://fujifilmru.livejournal.com/15535.html. Автор фото — Антон Мартынов aka

Так вот, самый левый, самый сбалансированный кадр сделан не на зеркалку, увы. По ссылке еще масса интересных примеров есть.

Шумы: «я слышал, у зеркалки гораздо менее шумная картинка»

Упрощенно можно сказать, что чем больше физический размер матрицы и чем меньше на ней пикселей, тем меньше шумов. То есть, «кропнутая» зеркалка с размером матрицы 23х15 мм и 18 мпикс в теории будет давать больше шумов, чем «полноразмерная» с матрицей 36х24 мм и таким же числом пикселей. Но реальность такова, что с каждым годом это различие сглаживается. Уже есть модели «кропнутых» камер, с матриц которых производители вытаскивают картинки, по шумам затыкающие фотоаппараты с большим размером матрицы. Так что чем дальше, тем больше этот параметр становится условным.

А вот и разрывающий шаблон пример.

Фото раз:

Фото со страницы http://podakuni.livejournal.com/684709.html. Автор фото — Антон Мартынов aka

Фото два:

Фото со страницы http://podakuni.livejournal.com/684709.html. Автор фото — Антон Мартынов aka

На раз — беззеркалка Fujifilm X-Pro1, на два — полнокадровая зеркалка Sony A900. По ссылкам для сравнения есть еще Nikon D800 и Canon 5D mk III.

Вообще не советую гнаться за высокими исо. Ну, снимает ваша камера на исо 25000, и что? Если вы вынуждены ставить такую светочувствительность, то о каком-то цветовом разнообразии на фото уже сложно говорить. Это съемка почти в полной темноте, или под тусклыми фонарями с довольно ограниченным и, как правило, рваным спектром. А мы живем в мире предметов, которые отражают свет, и если его нет, то и отражать нечего. Если освещать синюю кружку только красным светом, она не получится синей, будь у вас хоть исо 100500.

Те обзоры камер, что я видел, показывают, что сейчас все камеры сносно снимают на исо вплоть до 3200. Этого достаточно, если вы будете печатать фото, шумы при печати заметны гораздо меньше, чем на экране при 100% увеличении. Этого тем более достаточно, если вы свою 20-мпкс картинку ужмете до веб-размера и загрузите к себе на страничку.

Конечно, есть предметные области, где хочется низких шумов на высоких исо или при длинных выдержках. Но когда вы точно будете себе представлять, зачем вам это надо, данная статья вызовет у вас лишь снисходительную улыбку.

Автофокус: «говорят, что зеркалки быстрее и точнее фокусируются»

Пожалуй, для кого-то автофокус может стать серьезной причиной обратить внимание на зеркалку. Если планируется снимать спорт или динамичный репортаж, те же свадьбы, то быстрый и точный автофокус тут необходим. Конечно, есть шаманы, снимающие подобные мероприятия и объективами с ручной фокусировкой, но это уже высший пилотаж и я бы не стал советовать начинающему фотографу пытаться повторить это.

Почему зеркалки здесь быстрее? В них используется фазовый автофокус, сложная система из специальных датчиков, которая дает команды объективу — на сколько и в каком направлении сдвинуть линзы объектива, чтобы навестись на резкость. Быстродействие такой системы фокусировки высокое и определяется, в основном, быстродействием механики объектива.

В «незеркалках» же используется контрастный автофокус. Фотоаппарат считывает картинку с матрицы, анализирует степень ее контрастности и дает команду чуть-чуть переместить объектив. Потом снова считывает картинку, смотрит, как изменилась контрастность, и дает команду чуть-чуть переместить объектив. Потом снова считывает картинку, смотрит, как изменилась контрастность, и дает команду чуть-чуть переместить объектив. Потом снова считывает картинку, смотрит, как изменилась контрастность, ну, вы поняли. Медленно и печально, как секс со вдовой. Правда, и тут прогресс идет просто огромными шагами, и в последних моделях беззеркалок контрастный автофокус уже не вызывает острого желания познакомить фотоаппарат с бетонной стеной или кафельным полом. Можно сказать, что с таким прогрессом скоро и это преимущество будет отобрано у зеркалок.

А еще у конрастного автофокуса есть приятный бонус — он лишен таких проблем, как недолет или перелет фокуса, чем нередко страдают зеркальные фотоаппараты.

При этом, для съемок пейзажа, тревел-зарисовок и съемок членов любимой семьи скорости автофокуса беззеркальных фотоаппаратов более чем достаточно. Знаю, о чем говорю, поскольку у меня из 4 имеющихся сейчас объективов лишь один автофокусный, и для этих целей я обычно вообще использую ручную фокусировку.

«Пример из жизни»

Некоторые динамичные кадры, снятые на объектив с ручной фокусировкой:
 
 
Верхние кадры сняты на неавтофокусный объектив Nikon 50/1.2 non-AI, нижние — на Zeiss 85/1.4

Что же получается?

А получается вот что. Фраза «хочу красивую картинку прямо из камеры» совершенно не равноценна фразе «хочу зеркалку». Смысл в зеркалке сейчас есть, только если вы планируете снимать очень динамичные сцены и необходим быстрый автофокус, либо непременно нужен так называемый «полнокадровый» сенсор формата 36х24 мм. Ну и еще если хочется небрежно так отвечать друзьям на вопрос о фотоаппарате: «а я на зеркалку снимаю».

В качестве тревел-камеры зеркалка неудобна. Она громоздка, тяжела, привлекает повышенное внимание. Тут очень полезно будет осознать следующую вещь: самая лучшая камера — это та, которая у вас с собой в нужный момент. А с зеркалкой вы еще десять раз подумаете, стоит ли ее тащить на очередную прогулку.

И вот тут я советую обратить внимание либо на продвинутую «мыльницу», можно даже гиперзум какой-нибудь, или, что еще лучше, на беззеркалку. Последние обладают матрицей, сравнимой с «кропнутыми» зеркалками, шустрым для своей категории автофокусом, очень компактным размером, умеют снимать в raw-формате, а также дают возможность в полной мере насладиться многообразием сменных объективов, в том числе через различные переходники. Вообще, я бы даже сказал такую крамольную вещь, что зеркало в зеркалках — атавизм. Как только будут окончательно решены проблемы с выдачей нормальной картинки в электронный видоискатель и скорость работы контрастного автофокуса сравняется с фазовым, громоздкие зеркалки станут вообще не нужны.

С другой стороны, если вы серьезно готовы учиться фотографировать, обрастать парком объективов, вас не смущают объемы и вес того, что придется постоянно все это таскать с собой, вы готовы тратить немало времени на обработку фотографий, а в перспективе заниматься еще и коммерческой съемкой, тогда да. На данный момент есть смысл подумать именно о зеркалке.

И наконец о главном

В пылу выбора фотоаппарата и объективов к нему почему-то многие забывают, что снимает-то не техника, а фотограф, уж простите мне это махровое выражение. Я тут сейчас выскажу немного смешных цифр по этому поводу.

Если попробовать разложить по компонентам, то, условно, в хорошей картинке где-то 30% приходится на композицию, еще столько же на правильный свет, 20% на грамотную проявку из рава, 10% на объектив и оставшиеся 10% на камеру. Сейчас любая цифровая зеркалка или беззеркалка способна полноценно решать все задачи фотолюбителя. Так что не гонитесь за техническим совершенством оборудования, а лучше изучайте остальные слагаемые хороших фото.

«Пример из жизни»

В далеком 2009 году на Сейшелах выскочивший из кустов бодрый негр подхватил мой рюкзак со всей фототехникой и банковскими картами и радостно скрылся в джунглях. А впереди было еще две недели Сингапура, Малайзии и Борнео. Пришлось на очедной пересадке в катарском дути-фри купить самую дешевую мыльницу баксов за 70, чтобы хоть что-то и хоть как-то поснимать. Плевался я от нее изрядно, упорно не понимая, что прячется за режимами «ночь», «портрет» и «пейзаж», а установка милых сердцу и таких понятных выдержки и диафрагмы в ней была недоступна. Тем не менее, и на нее удалось сделать немного сносных кадров, а также полностью отснять наше восхождение на 4-километровую г. Кинабалу на Борнео. И, кстати, еще не факт, что я бы потащил туда зеркалку, а если и потащил, то решился бы снимать. Условия были суровые и очень мокрые. А мыльницу я доставал из насквозь промокшего кармана, вытирал пальцем объектив от водных капель, делал кадр, стряхивал воду и снова убирал в карман. Компактность тут сыграла решающую роль, с кофром возиться тогда я бы вряд ли стал.
City at night Elegance
Together
Фото сделаны на дешевую мыльницу Canon A480, жуткую вещицу, кстати.

Полезные ссылки для вдумчивого прочтения

Почему приходится корректировать изображение? — Андрей Журавлев доступно рассказывает о динамическом диапазоне, контрасте и о том, почему человек и камера «видят» разную картинку.

Некоторые выводы после тестов беззеркальных камер — Антон Мартынов ставит плюсики и минусики целому зоопарку беззеркалок.

Техника | «Компакты» vs. «Зеркалки» — снова Антон Мартынов показывает кадры, после которых хочется заложить квартиру и скупить всю фототехнику Фуджи.

Разумно о фото — хорошая статья Михаила Афанасенкова о технических основах фотографии и выборе фотоаппарата.

Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем — три части от Алексея Шадрина и Андрея Френкеля о цвете и различных способах его представления в координатах. Полезно почитать, если собираетесь лезть в дебри фотошопа.

Р.В.Г. Хант, Цветовоспроизведение — перевод от Алексея Шадрина интересного труда Роберта Ханта.

Иоханнес Иттен. Искусство цвета — о цветовых контрастах и гармонии цвета, для общего развития.

Дисклаймер

Я не претендую на истину в последней инстанции и лишь написал тут свое мнение, которое с появлением новых прогрессивных фотоигрушек может и поменяться. Я хочу всего-навсего заложить капельку сомнения в тех, кто так настойчиво желает купить зеркалку. Лучше посомневайтесь и еще раз подумайте, чтобы потом не стонать о тусклых невзрачных фото и промахах автофокуса.

Знаю, что меня читает много френдов-фотографов. Буду рад услышать ваше мнение. Что-то полезное даже вынесу в тело статьи. Соглашаться со мной вовсе необязательно :) Ну а если согласны, то репост приветствуется.

Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Список всех частей раздела Статьи и заметки:

35 комм. → Добавить комментарий

Оставить комментарий

 

RSS-лента комментариев к данной записи
TrackBack URL

© Сергей Нечаев, 2005 — 2024   Правовая информация   61 queries. 0,056 seconds.