dert.ru/travel — путешествия, фотографиисм. также: главная страница dert.ru, «обрамлятор»Фотографии Русского Севера

Водный сплав по р. Северная Шуя, 2008 год

Маршрут: Архангельск — Беломорск (поезд) — оз. Кипозеро — д. Шуерецкое (сплав) — Архангельск (поезд).
Даты маршрута: 10 мая — 18 мая.
Даты сплава: 11 мая — 17 мая.
Участники: 5 чел.: Артем, Дима, Егор, Илья, Сергей.
Плавсредства: ПСН-10 "Навуходоносор" (экипаж 3 чел), ПСН-6 "Навуходоносор — II" (экипаж 2 чел).

10 мая. Архангельск — Беломорск.

21:20 — выезд из Архангельска поездом № 671 Архангельск — Мурманск. Места — верхние и боковые полки, плацкарт. В соседнем купе каждые 2 часа, не обращая внимания на ночь, напоминал всему вагону о своем существовании ребенок.

11 мая. Мост на участке Кузькозеро-Кипозеро — оз. Кипозеро.

12:35 — прибыли в Беломорск (опоздали на 10 минут). Поезд стоит долго, можно выгружаться не спеша. Вопреки уверениям в Интернете, что народ с машинами ловит туристов прямо на перроне и предлагает самые заманчивые условия по заброске, нас никто забрасывать не спешил. Подождали, пока уйдет поезд, остались одни на перроне с кучей рюкзаков. Ни одного намека на то, чтобы кто-то с машиной искал кучку туристов, чтобы отвезти их, куда скажут. Ладно, пошли искать сами. Встреченные таксисты не совсем понимали, что мы от них хотим. Людей с уазиками, кто занимается перевозками, они тоже не знают. Нашелся один таксист, который посоветовал перейти через пути и обратиться в гостиницу, при которой есть и турагенство. Пошли в гостиницу. Девушка на ресепшене нашей просьбе не удивилась, позвонила одному из водителей по своему списку. Машина нашлась. Правда, обошлась она нам в 4000 руб. Как рассказал потом водитель Алексей, он агентству отдает 20% за такие вызовы, и посоветовал звонить и договариваться заранее и лично с водителем — будет намного дешевле. С Беломорска, кстати, заброска есть и на Охту, стоимость тоже около 4 тыс. руб (это если без посредников).


На этом уазике нас забросили в точку, указанную на карте — озеро Кипозеро.

13:25 — погрузились на уазик "буханку". Машина в отличном состоянии, сверху сделан большой багажник, сиденья мягкие (не скамеечки, а именно сиденья, с высокой спинкой). В салоне есть столик, чтобы дорога не казалась очень утомительной, а по стенам даже фото развешаны. До трассы М-18 дорога отличная, асфальт. Дорога идет вдоль Беломорканала, красиво, правда, я ожидал, что он как-то пошире выглядит. Одна из точек начала маршрута есть с трассы М-18 (от моста метрах в 500-700 вверх по течению — порог Белая Лошадь), но нам туда не нужно было. У нас в планах было начать маршрут с оз. Кипозеро, чтобы захватить несколько порогов в верховьях Шуи. Поэтому вскоре с М-18 мы свернули на грунтовку до озера Кипозеро. Грунтовка очень скоро превратилась в изрядной потрепанности и разбитости зимник. Для уазика дорога проходимая (хотя временами прилично кидало из колеи в колею), но это еще при том, что несколько дней не было дождей. Алексей сказал, что некоторые горе-водители берутся доставить по этой дороге на Газели. И доставляют далеко не всегда.


Некоторые водители берутся доставить по этой дороге на Газели. И получается это у них далеко не всегда.

15:40 — приехали на место стапеля. Водитель посоветовал на само озеро не ехать, а встать на стапель чуть пораньше, на мосту через Шую, на отрезке Кузькозеро — Кипозеро. Место и правда удобное.


Точка старта. Стапель.


Ну вот, леера привязаны, почти все готово.

19:00 — вышли. До Кипозера Шуя абсолютно спокойная река, плесы. При входе в озеро Кипозеро прямо напротив виден склон с избой, но изба там очень плохая, практически одни стены, и место мрачноватое. Есть стоянка по ПБ озера.


Большая вода.

20:50 — встали на ЛБ прямо перед выходом Шуи из Кипозера. Отличная стоянка с баней, берег высокий, сухой, с каменистыми нагромождениями. На выходе из озера — разрушенная и заросшая дамба из камней.
23:50 — отбой.


Первая стоянка на озере.


Берег оз. Кипозеро.


Перед выходом Шуи из Кипозера построена такая вот дамба.

Прошли за день: 5 км.
Погода 11 мая: до обеда солнце, с 17 — редкий дождь, с 22 — дождь. Ветер слабый.
Экипажи: ПСН-6 — Илья, Сергей; ПСН-10 — Артем, Дима, Егор.

12 мая. Оз. Кипозеро — порог Белая Лошадь.

8:00 — подъем, завтрак, осмотр места.
12:00 — попытались выйти, но на ПСН-10 при поддуве нашли дыру в баллоне, пришлось в срочном порядке клеить.
12:50 — вышли. При выходе из Кипозера маленький перекат, потом плесы. Примерно через час начинаются небольшие шиверы. В первой же шивере напоролись на обширные завалы, в ПСН-6 сильно распороли дно в одном отделении. Разрыв получился поперечный, но баллоны самого дна не задеты, получилось этакое днище с водосливом, очень удобно в порогах. Потом этот разрыв разошелся больше, чем на половину плота, поэтому пришлось заклеить, чтобы никто из членов экипажа не провалился в эту дыру.


Такая вот пробоина была в первый день. По шву. И с ней пройден весь участок от Кипозера до Белой Лошади. ПСН на то и ПСН.


Хирургическая операция. Потом еще пара заплат поверх — и отлично.

Далее еще 2 небольших шиверы, порожки-перекаты. Шли с просмотрами, т.к. очень много завалов. Все камни скрыты водой, но воды очень мало над ними, местами камней столько, что садились плотами сразу на 3-4 камня, потом виртуозно слезали. В одной шивере из-за завалов пришлось проводить ПСН-6 по камням у ПБ (ПСН-10 прошел сам по ЛБ).
Порог, узкий скальный проход с быстротоком. Примерно через 10 мин от него — порог Бутылочное горло. Осмотр по ПБ. Ступень, небольшой правый поворот, ступень. На выходе — каменные ворота, образованные скальными выступами. По центру выхода, чуть далее ворот, каменная плита. Порог интересен маневрами между ступенями, а потом попаданием в каменные ворота на выходе, особенно на наших не очень-то маневренных судах. Прошли чисто.
Потом снова шиверы, шкуродер, очень мелко, буквально скреблись по камням, которых очень много. Как здесь проходить в малую воду вообще непонятно. Видимо, только проводка.
Порог Темный. Осмотр по ПБ и ЛБ. Но по ПБ осмотр возможен только до правой протоки (непроходима — завалы, мелко), а потом река поворачивает, и что за поворотом с ПБ не видно. Но мы решили, что там ничего интересного, просто порог кончается и все. Порог полностью оправдал свое название. За поворотом-то и был главный сюрприз — слив-ступенька высотой около 1,5 м. Причем ступенька малообливная, поэтому оба плота на ней сползали на днище боком. Ощущения довольно адреналинистые.
Далее опять шиверы, порожки.
После недолгого плеса на правом повороте начинается порог Чайник. Осмотр по ЛБ. Сразу перед порогом, до поворота, на ЛБ отличная стоянка с баней, как раз над порогом. Порог представляет собой мощные сливы с валами в узком скальном коридоре примерно 50-80 м. На выходе с порога шивера и поворот направо. Порог на деле показался проще, чем с берега. Быстро, но бодро проносит, подкидывая на валах, главное изначально зайти в струю. По ЛБ хорошая тропа для обноса, на пороге можно кататься.


Стоянка над порогом Чайник.


Снег, мля.

Через небольшой плес река разделяется на 2 протоки, причем левая широкая идея прямо, а правая выглядит как впадающий ручей — узкая и почти под прямым углом. Но на порог Белая Лошадь нужно именно в правую протоку. В месте разделения на 2 протоки стоит указатель с надписью "порог".
19:30 — встали на пороге Белая Лошадь.
2:00 — отбой.

Прошли за день: 15 км.
Погода 12 мая: с утра облачно, в обед изредка солнце, с 14 — дождь, с 16 — снег, мокрый снег, град, метель, с 18 — обильный снег хлопьями, далее каждые полчаса осадки менялись от их отсутствия через град и мокрый снег до сильного снега. К Чайнику ПСНы с вещами были засыпаны слоем снега. Ветер умеренный до сильного.
Экипажи: ПСН-6 — Илья, Сергей; ПСН-10 — Артем, Дима, Егор.

13 мая. Дневка на пороге Белая Лошадь.

12:30 — подъем.


Порог Белая Лошадь.


Порог Белая Лошадь. Участок после резкого поворота налево


Стоянка на Белой Лошади.


Чае-супо-кашевар.

13:45 — при попытке набрать воды в большой котелок, он оторвался от ручки и ушел самосплавом в порог.
В течение дня зашивали и клеили плот ПСН-6. Вечером прошли порог на ПСН-10 втроем, без заливов. После прохождения на берегу перевернули плот — обнаружилось, что днище за предыдущий переход сильно потрепало — 3 или 4 крупных несквозных дыры. Поэтому решили на 10-ке не кататься, хотя кататься на Белой Лошади интересно, и тропа для обноса есть (правда, 10-ку там таскать было бы не очень удобно) После прохождения порога при возвращении пешком по берегу сломано 1 весло.


Порог Белая Лошадь. Где-то в серединке порога.


Прохождение порога Белая Лошадь. ПСН-10.

2:30 — отбой.

Погода 13 мая: до 7 снег, потом дождь. Днем облачно, редкое солнце. Вечером солнце, временами град. Ветер умеренный.

14 мая. Порог Белая Лошадь — Порог Сосновый.

9:00 — подъем. Клеили ПСН-10 (3 крупных дыры в днище). Прошли Белую Лошадь без вещей на ПСН-6.


Прохождение порога Белая Лошадь. ПСН-6.


Прохождение порога Белая Лошадь. ПСН-6.

14:30 — вышли. До моста через М-18 плесы. После моста длинный плес вдоль дороги с редкими перекатами. Потом бесконечные перекаты-плесы.
Ведьмино ущелье — четыре мощные шиверы (так и не поняли, то ли какая-то одна из них носит такое название, то ли все сразу). По большой воде большинство камней было залито, в основном просто валы, проскочили быстро, правда, из ПСН-10 пришлось вычерпывать воду — нахватался брызг.
Потом снова порожки-перекаты. По берегу идет так называемый "горелый лес", на самом деле уже плотная поросль молодняка высотой в 1,5 — 2 человеческих роста.
19:00 — перекус на левом берегу. Берег высокий, очень глинистый, много лосиных следов. Видимо, ходят к этому месту на водопой.
Далее начинается каскад интересных порогов\шивер с прижимами (на некоторых картах он отмечен как каскад Ловушка). Пороги интересные, все проходили без осмотра, но воду из ПСН-10 отчерпывали еще несколько раз.
После небольшой шиверы река делает левый поворот, потом через 50 м правый. На этом правом повороте при большой воде образуется мини-остров с группой деревьев. Это — начало порога Банзай. При необходимости возможен просмотр по ПБ, но обнос затруднен плотным лесом. Сам порог представляет собой узкий мощный слив и прижим к правому берегу, прямо на острый скальный выступ. Нам едва хватило маневренности отойти от него, счет шел буквально на сантиметры.


Порог Банзай. Вид с воды. Большой вал прижимает прямо на острый выступ скалы.


Порог Банзай. Вид с правого берега. До него от Соснового можно дойти пешком.


Входной слив порога Банзай. Найдите фотографа.

Сразу после порога Банзай от реки отделяется правая протока, образуя небольшой остров. Если маневренности у судов немного (как в нашем случае), то лучше сразу уйти в эту протоку, обогнуть остров и зачалиться на ПБ перед порогом Сосновый. Если судно позволяет, можно обойти островок и по основному руслу (порядка 30 м), и чалиться также на ПБ на выходе правой протоки. От ПБ лучше далеко не отходить, т.к. к моменту, когда с воды будет виден порог, от середины реки уже до берега можно и не выгрести. А улететь в Сосновый с вещами и без просмотра удовольствия немного. В большую воду в пороге высокие валы и бочки, при катании на пороге на ПСН-6 ушат воды на голову получали все, а плот частенько был полон воды до краев. Заход в порог по струе ближе к ПБ с выгребанием налево в центре порога, чтобы не вылететь на скалы. Последняя ступенька порога при кажущейся с берега безобидности очень эффектно складывает ПСН-6 практически пополам. При организации страховки лучше иметь команду страхующих с воды после порога, т.к. порог выходит сильной струей в небольшое озерцо, и если клиента вынесет в это озерцо, то длины спасконца может не хватить, чтобы выловить его с берега.


Порог Сосновый.


Порог Сосновый. Вид сверху.


Разлив после порога Сосновый.

21:00 — встали на Сосновом.
1:30 — отбой. Перед отбоем сделали вид, что отметили ДР Ильи бутылкой коньяка :).

Прошли за день: 20 км.
Погода 14 мая: солнечно, ветер слабый до умеренного.
Экипажи: ПСН-6 — Артем, Сергей; ПСН-10 — Илья, Дима, Егор.

15 мая. Дневка на пороге Сосновый.

12:30 — подъем.
Днем и вечером катались на пороге на ПСН-6, при выходе на берег после второго прохождения сломано весло. Клеили ПСН-10. Пешком по ПБ прошли за порог Банзай. Видно резкое снижение уровня воды на 20-25 см. С дровами на Сосновом плохо, мы ходили до Банзая, но оттуда неудобно нести длинные деревья через очень плотный молодой лес по ПБ. Много сухостоя видно на ЛБ, можно переправиться на него через озерцо после Соснового.


Катание на пороге Сосновый.


Катание на пороге Сосновый. Последняя ступенька.


И обратно на начало Соснового.


Катание на пороге Сосновый.


Катание на пороге Сосновый.


Катание на пороге Сосновый.


Катание на пороге Сосновый.


Вечернее катание на пороге Сосновый.


Полна коробочка!

00:30 — отбой.

Погода 15 мая: солнечно, ветер слабый. К вечеру ощутимо похолодало, замерзли лужи.

16 мая. Порог Сосновый — порог Большой Падун.

8:30 (по-моему, первый подъем был в 8, второй — в 11) — первый подъем. Все завалено снегом, у входа в палатки сугробы. Сильный шквалистый ветер, метель. Решено ждать до 12, чтобы хотя бы стих ветер.
11:30 — подъем, ветер немного поутих.


Утром при входе из палатки пришлось разгребать сугробы.


Снова снег.

14:30 — вышли. Плесы, перемежающиеся мелкими перекатами.
16:30 — порог Московский. Представляет собой довольно скучный одиночный слив-ступеньку примерно 1,5 м шириной через всю реку. Порог обнесли, чтобы не залиться, идти еще долго. За порогом до и после поворота шивера. Далее порог Предбанник, не запомнился абсолютно, прошли с ходу.
17:30 — порог Пуло-порог (он же Гранатовый). Стоянка и обнос по ЛБ. Порог начинается маленьким сливом-ступенькой, затем река разделяется на 2 протоки, основной 2 м слив водопадного типа находится в левой. В Пуло-порог не прыгали, т.к. стоянки решили не делать, а идти дальше, все в снегу. Из порога однозначно сухим не выйдешь. После порога шивера зигзагами-поворотами. По окончании шиверы на ПБ землянка, в ней встретили небритого цыгана. Попросил сигарет, рассказал сказку о том, что сбежал из больницы и ждет пока друзья пришлют денег.


Пуло-порог. Он же Гранатовый.


Пуло-порог. Вид сбоку.


Пуло порог. Гранатовый порог.

Далее длинный плес, и Гордеев порог. Прошли сходу, также ничего примечательного.
Потом снова длинный плес, и примерно через 500 м после впадения р. Олонга (по ЛБ) начинается порог Большой Падун. Для прохождения порог требует много маневров поперечно течению, поскольку сливы с разных ступеней находятся у противоположных берегов. На таком судне, как ПСН, даже не пытались проходить порог.
22:00 — встали до Большого Падуна на ПБ. Стоянка так себе, место не очень симпатичное, прямо на грунтовой дороге, и мокрое (есть вариант пройти по дороге вдоль ПБ до конца порога и встать там — но стоянка там точно такая же). Но сухостой в лесу найти можно. Пока искали дрова, нашли в лесу под елкой лодочный мотор Ветерок-8, весла и канистру с соляркой. На берегу чуть выше по течению также есть деревянная лодка.
2:00 — отбой.

Прошли за день: 22 км.
Погода 16 мая: снег, от слабого до метели. Ветер умеренный.
Экипажи: ПСН-6 — Илья, Артем; ПСН-10 — Сергей, Дима, Егор.

17 мая. Порог Большой Падун — ст. Шуерецкая.

11:00 — подъем.
С порога есть два варианта выхода. Первый — пешком до жд станции. Второй вариант — обнос Большого Падуна, сплав до порога Щелинный, там по ситуации прохождение без вещей или обнос, далее сплав до жд моста через Шую и дальше до поселка. В связи с погодными условиями решено выходить до жд станции пешком. По карте до нее 7-8 км. Сначала около 1 км по лесной дороге, остальное по грунтовке. Надеемся пройти лесную дорогу, а на грунтовке найти транспорт, чтобы подбросил нас до жд станции.


Порог Большой Падун. Фрагмент.


Порог Большой Падун. Фрагмент.


Порог Большой Падун

14:30 — вышли. У каждого за плечами рюкзак, 2 плота положены друг на друга, несем их на веслах вчетвером. Через 15 мин уже кажется (я бы сказал, через пол часа это абсолютно ясно — Илья :), что это была не самая удачная идея — идти пешком 8 км с двумя мокрыми ПСН-ами.
15:00 — дошли до грунтовки. Да, попуток тут точно не встретишь. Это обычная лесная дорога, по которой ездят раз в неделю.
15:30 — становится ясно, что такими темпами на поезд мы сегодня не успеем. Решено отправить одного человека вперед, чтобы он в деревне нашел транспорт и приехал за нами.
17:00 — Как выяснилось, дорога выходит не в сам поселок, а на станцию из транспорта на станции удалось найти только трех пацанят на мотоцикле ИЖ-Юпитер с самодельной коляской, больше пригодной для перевоза навоза.
17:30 — Парни прикатили к нам, забрали 2 плота и 2 рюкзака, больше к ним ничего не влезло. До поезда остается 40 минут (дежурка до Маленьги проходит через Шуерецкую в 18:08), 2 рюкзака на четырех человек, и 5 км пути. Побежали.
18:10 — на станции. Повезло, дежурки еще не было. Перетаскиваем вещи на перрон. Кстати, гораздо менее экстремальным является все-таки первый вариант выхода при условии раннего старта от Большого Падуна. В этом случае захватываются еще пара порогов, а место у жд моста для антистапеля показалось более пригодным. Там есть высокое разрушенное здание завода, но с крышей, которую можно использовать в дождь для просушки и сборки судов. Место высокое, сухое, жилых домов в пределах видимости нет. Ещё вполне хорошее место есть в самом поселке — луг на правом берегу. Плюс там можно по дороге на станцию, до которой около 2-х километров, заглянуть в магазин.
18:15 — дежурка до Маленьги.
22 с чем-то — отправление дежурки Маленьга-Малошуйка (эта дежурка ждет первую в случае опоздания).

18 мая. Малошуйка — Архангельск.

00:50 — отправление поезда Малошуйка-Архангельск. Билеты даже в общий вагон необходимо покупать в кассе, но если не кричать на весь перрон, что билетов с собой нет, то можно договориться и с проводником. Она просто оформит, как будто вы едете не с Малошуйки, а со следующей станции, где кассы нет.
9:50 — прибытие в Архангельск.

Итоги.


Порог Сосновый


Порог Большой Падун

Длина маршрута: 62 км.
Ходовых дней: 5 (последний день может быть пешим выходом с порога Большой Падун).
Дневок: 2.
Потери: 2 весла, большой котелок.
Впечатления: маршрут интересный, не в последнюю очередь из-за начала от Кипозера. Но в малую воду участок от Кипозера до порога Белая Лошадь, особенно до порога Темный, будет очень шкуродерным, не исключены проводки. Маршрут из-за отсутствия больших водных пространств пригоден для прохождения даже на малоскоростных судах, таких как ПСН. Есть много порогов, пригодных для катания, с удобным обносом (Чайник, Белая Лошадь, Сосновый, Московский (если не уходить в шиверу за порогом), Пуло-порог). Как вариант маршрута может быть заброска к мосту на трассе М-18, и оттуда подъем вверх по течению до порога Темный, поскольку пороги Белая Лошадь и Чайник легко обносятся, а между ними только плесы с практически стоячей водой. В этом случае можно избежать шкуродера на выходе из Кипозера, сэкономить на заброске и пройти 3 интересных порога до моста. В весеннее время старт от Кузькозера или Шуезера смысла не имеет, т.к. порогов там нет, придется много грести по стоячей воде, рыба в озерах и реке еще не клюет (только сети), и есть риск попасть на не вскрывшееся ото льда озеро.

Илья: жалко, что не повезло с погодой и не стояли на Гранатовом пороге — говорят, на острове можно найти достаточно крупные гранаты. В 2002 году я находил гранаты на левом берегу недалеко от стоянки.

2 комм. → Добавить комментарий

Оставить комментарий

 

RSS-лента комментариев к данной записи
TrackBack URL

© Сергей Нечаев, 2005 — 2024   Правовая информация   57 queries. 0,056 seconds.