Список всех частей: Трофи 2000/3
Переночевав на туманном поле, поехали дальше в Верхоледку до деревни Уколок. В этот раз позволили себе немного отдыха и поспали шесть часов вместо обычных четырех.
Верхоледка оказалась вполне густонаселенным районом, особенно по сравнению с деревней Красная горка, которая находится гораздо ближе к трассе и в которой мы видели много заброшенных домов.
Верхоледская администрация в деревне Раковская.
Верхоледская библиотека и клуб, выглядят вполне ухоженными.
Деревенское кладбище. Поселения здесь древние, существовали еще в 19 веке и раньше. Один дяденька из местных дал нам ориентир более древнего кладбища по дороге из Уколка на трассу М8, но найти мы его так и не смогли.
Сворачиваем в деревню Уколок, которая находится на правом берегу р. Ледь. Один мост разрушен.
Однако рядом с ним построен второй.
Уколок оказывается большой деревней, в ней несколько продольных и поперечных улиц и даже ул. Набережная.
А вот клуб тут в более плачевном состоянии.
Хотя в целом деревня очень симпатичная.
Кибер почта и сюда добралась. 21 век, как-никак.
В деревне несколько магазинов. Видно, что хозяева этого до последнего сомневались в правописании названия.
Дома в массе своей некрашеные. Дерево за десятки лет приобрело красивую фактуру.
Вообще в Верхоледке много велосипедов, чтобы ездить между деревнями.
Есть даже Верхоледский фельдшерский пункт.
Находим местных жителей и беседуем с ними. Они охотно идут на контакт, хотя после вопроса «Есть ли дорога на Няндому?» скептически смотрят на нашу Шниву:
— На этом? — Нет.
Общаются дружелюбно и вроде бы готовы рассказать многое, но делают это очень аккуратно. Один из местных посетовал, что за последнее десятилетие приезжий народ очень много зверья и рыбы истребил. Электроудочками, сетями и прочими негуманными способами. Убедившись, что мы не рыбаки и не охотники, дают больше информации.
Хотя по картам смычек между дорогами нет, вот что удалось выяснить. На Няндомское направление выехать сложно. Лет десять назад были дороги, но они несколько раз пересекают речки. Мостов сейчас нет. Бродов тоже. Возможно, на подготовленной машине и есть шанс проехать, но заочно сказать сложно.
Гораздо больше шансов выехать на Пуксу. Вообще на этом участке от Верхоледки до Пуксы раньше была обширная территория зон. Вырубали лес, в Пуксе был даже построен свой ЦБК. Постепенно с вырубками зоны двигались от Пуксоозера вглубь в сторону Верхоледки, строилась узкоколейка — Мехреньгская железная дорога.
По свидетельствам местных, от Уколка через Раковскую можно выехать на Азинозеро. Оттуда до Пуксы есть дорога на месте старой разобранной узкоколейки, но скорее всего тоже нет мостов.
В начале 1990-х годов кем-то было решено экстренно закрыть все зоны в этом районе. Местный дяденька из Уколка (опирается на «Москвич») ездил по этим зонам после. Говорит, ощущение, как будто было утреннее построение, всех погрузили по вагонам и вывезли. Даже личных вещей не дали забрать, много фотографий осталось и предметов быта.
Потом спешно вывозили все казенное имущество, а последним шел поезд и снимал за собой рельсы, разбирая узкоколейку. А в конце 90-х и начале нулевых тут плотно работали «металлисты», вывозя из бывших зон все, что представляло собой какую-либо ценность. Даже были войны между ними и дележ награбленного.
Его рассказы полностью подтвердились. Уже дома удалось найти очень интересный источник про эту узкоколейку и зоны с воспоминаниями местных жителей — http://sbchf.narod.ru/05/spjt-mehrengskaya.html. К сожалению, судя по последним отчетам, с мостами на этом направлении все совсем плохо стало, хотя некоторые умудряются проезжать.
По другим свидетельствам (2007 года), от Верхоледки можно выехать в район Елсозера — http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=1&t=918&page=all. Но опять же, это направление на Пуксу и Важский, да и местные сказали, что там часто на ГТС-ках ездят, поэтому для внедорожника какие-то участки уже могли стать непроезжабельными.
В любом случае, мы для себя нашли очень интересный и перспективный район для исследований. Появилось желание пробраться от Верхоледки до Пуксы с детальной разведкой этих мест.
Получив информацию, готовимся к обратной дороге. Но сначала заезжаем в магазин. На стене дома [внезапно] висит памятка по африканской чуме свиней. Видимо, хорошая тут охота на кабанов.
Что ж, заглянем в магазин.
Вот такие незатейлевые интерьеры внутри.
В общем-то, обычные для деревенского магазина, хотя кому-то покажется экзотикой.
На обратном пути заезжаем на местную дизельную станцию. Нас встречает не А.П. Чехов (как я ошибочно думал), а как подсказывают всезнающие френды, Михаил Иванович Калинин, «всесоюзный староста». С отбитым носом.
Что удивительно, несмотря на праздник и пару выходных перед ним, все мужики, с кем удалось пообщаться в деревне, трезвые и исключительно адекватные.
От дороги на Верхоледку отходят вот такие симпатичные «усы». Какие-то упираются в озера, какие-то ведут на вырубки. Леса тут погублено очень много, иногда даже делянки никак не скрываются от трассы. Зрелище очень удручающее.
А это верхоледский хайвей. Есть отдельные участки, которые требуют повышенного внимания, но в целом дорога проезжабельна даже для легковой машины.
Через 6 часов мы уже были дома в Архангельске.
Все. Ну, или почти все ;)
Оформлено с помощью «Обрамлятора»
Список всех частей раздела Трофи 2000/3:
- Трофи 2000/3. Часть 1. Архангельск - Вельск
- Трофи 2000/3. Часть 2. Вельск - Шангалы
- Трофи 2000/3. Часть 3. Шангалы - Бестужево
- Трофи 2000/3. Часть 4. Бестужево - Черевково
- Трофи 2000/3. Часть 5. Рассвет у Верхней Тоймы
- Трофи 2000/3. Часть 6. Авнюга - верховья р. Паденьга
- Трофи 2000/3. Часть 7, предпоследняя. Туман на Верхоледке
- Трофи 2000/3. Часть 8. Верхоледка. Деревня Уколок
- Трофи 2000/3. Бонус-трек. Тест тушенки и бэкстейдж
Андрей Капитанов — 01.11.2012 @ 14:00
Шикарная «прогулка»! Места у нас (в России) и правда красивые. Такое раздолье!…
Сергей, на всякий случай (если Вы не прикалывались :), лужи на дороге, которых на самом деле нет — это эффект преломления света горячим воздухом, поднимающимся от раскаленного на солнышке асфальта. Кстати, миражи в пустынях имеют похожую природу. А черные дрова, думаю, просто лежат не один год. Дерево просто окислилось и потемнело от времени…
Удачных Вам новых путешествий!!! Я Вам прямо позавидовал. Три дня с друзьями, в таком путешествии… Просто фантастика!
admin — 01.11.2012 @ 20:50
Спасибо. А про «лужи» на дороге и черные дрова я уже выяснил. И если насчет первых догадывался, то ситуация с черными дровами была для меня полной неожиданностью.
иван диев — 16.01.2013 @ 12:27
Сергей привет!замечательные кадры!!!лаконичные точные пояснения к фото!:-).сейчас за окном мороз,а я как будто опять в лето окунулся:-).в июле путешествовал с семьей:Новодвинск-Вельск-Октябрский-Малиновка-п.Тарнога-д.Айга.Подтверждаю-КРАСОТИЩА!!!!!!!сам кучу фоток сделал:-)
иван диев — 16.01.2013 @ 12:36
P.S:насчет элеватора!как мне сказали местные,это технологическая авария.Что то там с вакуумом намудрили!а выглядит как минимум-самолет-кукурузник врезался!:-):-)
admin — 20.01.2013 @ 20:35
Спасибо! Места там и правда шикарные, хочется вернуться снова.
admin — 20.01.2013 @ 20:37
Мы тоже с парнями думали, родилась версия насчет возгорания большого объема зерновой пыли, получается как раз резкое и быстрое сжатие воздуха. Но выглядит, действительно, очень странно.
Михаил — 09.06.2013 @ 01:51
И я что-нибудь заключу, посмотрев.
Вот поэтому есть великая русская литература и нет, к примеру, великой белорусской. (Это я случайно из Минска колочу.) Да, просто, редко где, как в России можно, вдохнув масштабную природу, выходнуть поэзией, как Иван Васильевич своей «ляпотой» с балкона.
Кто понял, тот молодЕц.
Андрей — 15.02.2014 @ 08:10
Я проезжал той же дорогой, на 2111, летом 2009 года. В 4 часа утра насмотрелся таких красот…С удовольствием еще как-нибудь проеду по этому маршруту.
татьяна — 19.04.2014 @ 18:00
двухэтажный дом с кирпичным первымэтажом построил в начале 20-го века мой прадед Александр Горбов. Осенью этого года некоему местному предпринимателю понадобился кирпич и этот дом снесли за 2бочки солярки. Вот такая российская селяви…
Вячеслав — 13.06.2014 @ 02:19
Мы планируем 07.07.14 пройти почти этим же маршрутом. курил тему и наткнулся на этот отчёт.
Мысль гоняю давно, частично он накатан со сторона Красноборского района.
Планируем Шенкурск — Носовская — Бестужево — Синники — Черевково (или Красноборск)
До Шенкурска и с крайней точки конца маршрута не указываю т.к. это технологический пробег и к маршруту не относится.
В тех местах недалече от Черевково есть церковь 14 век и вы мимо неё прошли (всего то нужно было отвернуть от генерального маршрута на 10 км.)Странно, что клуб Поморыч не воспользовался такой возможностью.
Ольга СПб — 23.06.2015 @ 23:38
Как всегда, невыносимая красота!!!
Насчет близко подступающего соснового леса и необъяснимой тревоги на этапе Бестужево-Черевково. Купили дом на границе соснового бора и радовались. Но постепенно радость начала меняться тем же ощущением тревоги и страха. Через три года дом продали — почему-то там не проходило гнетущее состояние, предчувствие чего-то нехорошего.