Список всех частей: Дагомыс, 2011 год
Предыдущее фото — кадр с фильтром высокой плотности на 10 стопов. По мне, получилось очень даже похоже на подводный мир.
Попробовав съемки на длинных выдержках днем с помощью подобных фильтров, я продолжил эксперименты и в отпуске. Правда, в Дагомысе берег моря ни разу не фотогеничный, тут-то и приходят на помощь черные стеклышки.
А теперь история про сами фильтры и впечатления от них, перемежаемые картинками, снятыми на длинных выдержках.
После покупки ширика с диаметром резьбы под фильтр 82 мм мой прежний HD-фильтр резко стал неактуальным, не налез. Оказалось, что найти подобный фильтр на такую резьбу задача очень непростая. Хойя вроде и стала делать недавно, но в продаже их нет. Б+В тоже экзотика, да еще и с запредельным ценником.
Стал смотреть в сторону пластинчатых фильтров с держателями. Про-серия Кокина отпала сразу по причине размера пластин 85х85 мм, которые на 82мм будут виньетировать. Икс-эс-про серия того же Кокина имеет размер фильтров 100х100, но в продаже найти не удалось. В Фото-ване, единственном известном мне магазине в Питере, который торгует подобными фильтрами, сказали, что фильтров 100х100 нет, и вообще они даже Кокин больше закупать не будут, спроса нет.
Что ж, оставался старый добрый Ибей и держалка для фильтров фирмы Ли с нужным мне размером 100х100. Там же были куплены и фильтры, только уже не родные Ли-шные (дорого, блин), а фильтры Хайтек английской фирмы Форматт. Как раз у них недавно появился фильтр Про-стоппер на 10 стопов. В нагрузку взял еще градиентный фильтр на 2 стопа с резкой границей.
Конструкция в сборе, конечно, монструозная. Зато по удобству пользования однозначные плюсы. С накрученным 10-стопным фильтром в видоискателе видно примерно так же, как под водой с закрытыми глазами. С держалкой же как: вставил фильтр в держалку, скадрировался, нацепил держалку на объектив. Надо перекадрировать — снял и кадрируй как человек. Крепится она за счет небольшой защелки и снимается-одевается за полсекунды.
С самими фильтрами все не так однозначно.
Градиентник — однозначно маст хэв. Только ради градиентных фильтров стоит заводить всю эту канитель со специальными держалками. Только надо брать не квадратные, а прямоугольные размером 150х100, это дает больший простор для притемнения областей при съемке. При необходимости такой прямоугольный фильтр можно использовать и как дополнительный фильтр нейтральной плотности, закрыв им область кадра целиком.
С градиентными фильтрами наконец-то можно забыть о съемке 2 кадров с разной экспозицией и последующей склейкой их в фотошопе. Правда, в компанию еще просится градиентник с плавной границей зоны затемнения.
А вот фильтр нейтральной плотности не так однозначен. Еще когда выбирал, встречал в обзорах, что все фильтры в той или иной степени вносят цветовой оттенок на таких высоких плотностях. И только резьбовой фильтр Хойя х400 на 9 стопов отмечался как практически не влияющий на цвет. Именно такой у меня и был раньше. Теперь я могу сравнить, и тоже заявляю, что Хойя х400 — изумительный для своей цены фильтр. И я, пожалуй, куплю его снова.
Про-стоппер от Форматта вносит заметный сине-циановый оттенок. Жить с этим можно, но при проявке равов пришлось сильно покрутить камера калибрейшн в ACR, чтобы убить этот отсвет. Вообще, чем сильнее плотность, тем меньше можно говорить о цвете, ведь фактически съемка идет через очень плотное черное стекло. А сочетание 2 фильтров высокой плотности, например 10 и 4 стопа, вызывает стойкое желание сразу перевести фото в ч/б. В чем тоже есть свой шарм :)
Наверняка есть пластинчатые фильтры, тот же Сингрэй или стеклянные фильтры от Ли, которые меньше влияют на цвет, но и цена у них соответствующая. В будущем попробую и их, но не в ближайшее время, сейчас немного другие финансовые приоритеты. Пока буду осваивать то, что есть. Много нюансов, где-то полностью приходится менять подход к съемке. Теперь все основательно и неторопливо :)
Оформлено с помощью «Обрамлятора»
Список всех частей раздела Дагомыс, 2011 год:
- Впечатления от поездки
- Маша и мама
- Пепелац и кусочек СССР
- Съемки на длинной выдержке днем
- Ночные съемки