dert.ru/travel — путешествия, фотографиисм. также: главная страница dert.ru, «обрамлятор»Фотографии Русского Севера

Остров Мудьюг, Белое море, январь 2013

В январе 2013 совершил долгожданную вылазку на остров Мудьюг в Белом море, недалеко от Архангельска. Он примечателен тем, что на острове есть два маяка, построенные еще аж в 19 веке, а в 1918-20 годы там был концентрационный лагерь, устроенный интервентами, потом каторжно-ссыльная тюрьма, за что Мудьюг в те годы получил название «Остров смерти».

Нам удалось добраться до этих мест. А закончилась поездка вот такой красотой в лунном свете.

В этом отчете хочу предложить вам маяк, луну, пушку, туман, немного истории и очень много снега.

Казалось бы, добирайся до берега моря, садись в мотособаку, да езжай. Но мы же не можем без приключений :)

Выезжаем с Архангельска, пересекаем понтон через Лодьму. Переправа известная и уже примелькавшаяся, но зимой она выглядит апокалептичненько.

После Лапоминки в сторону Патракеевки начинается вот такая дорожка. Туман добавляет ей загадочности. Состояние хорошее, можно ехать даже на легковой. А летом сюда не всякий внедорожник рискнет сунуться.

Без проблем добираемся до так называемого Сухого моря. Эта губа, отделяющая берег от острова Мудьюг, получила название из-за своей небольшой глубины. Двенадцать дня. Солнце только-только начинает вылезать из-за леса на горизонте.

Туман делает свет низкого солнца еще мягче.

Частые ветра сдувают снег, поэтому трава свободно торчит высоко над землей.

Внезапно :) Крадущийся пес.

Обожаю солнце в тумане.

Который, тем временем, все усиливается. Лес уже практически не виден.

То и дело мелькают редкие силуэты рыбаков. Скоро и нам надо будет ехать куда-то туда.

Пока я отвлекаюсь на фотосъемку, парни готовят к поездке наш транспорт. Мотособаку.

А этот транспорт придется оставить тут, на берегу.

Я уже не помню, почему, но как-то все единогласно решили, что на Мудъюг ведет этот след.

Даже с gps-ом сверились.

Загрузились вчетвером на нашу несчастную собачку и поехали в туман.

Ну как поехали. Оказалось, что мотособака, собака, никак ехать не хочет. Соскребает 20-см слой снега и начинает шлифовать лед. То ли снег слишком рыхлый, то ли четыре здоровых тела, пристегнутые к ней в санях, оказались слишком неподъемным грузом, но «ехать» почему-то приходится исключительно пешком и рядом.

Даже не помогает хитрость разбег, разгон и погрузка в сани на лету. Мучаемся, пыхтим, потеем, а по сторонам тишина и спокойствие.

Наконец, Саша решает ехать один и хотя бы увезти инструмент и вещи. А мы топаем пешком за ним.

След теряется где-то в тумане, звук затихает, и становится совсем загадочно.

И вдруг в редкий просвет вижу краешек солнца и понимаю, что все это время мы упорно идем не к острову, а вдоль берега, постепенно удаляясь от цели. Вот собака!

Туман скоро разносит и появляется уже видимый ориентир. Теперь приходится топать к нему просто по снежной целине.

Не самая простая задача, скажу я вам. Несмотря на январь, снимаю с себя все толстовки, оставляя одну мокрую футболку под пуховиком. Потом, когда доберемся до места, останется хоть сухая одежда, чтобы переодеться. Айдар периодически медитирует в снегу. Кстати, несмотря на открытое место и небольшое расстояние, рации из-за тумана работают отвратительно.

Наконец, выходим на след мотособаки, собаки.

И идти становится намного легче. Не спрашивайте, зачем Саша заложил тут этот странный вираж. Наверно, чтобы нам веселее шагалось :)

До Мудьюга еще не добрались, а впечатлений уже с лихвой. Топаем дальше :)

Так вот, шли мы, шли, топтали снег. Уже 3 часа, рассвет плавно перешел в закат.

К счастью, до самого Мудьюга идти пешком все-таки не пришлось. Когда до острова оставалось еще километра два, Саша вернулся и сообщил, что по снегоходному снегу мотособака все-таки едет, поэтому оставшийся путь мы проехали с шиком и тарахтеньем.

Въезжаем на остров.

Черная полоса на горизионте — это берег, откуда мы пришли/приехали.

А это наша героиня, собака. Самое незавидное место у рулевого, он получает в морду шквал снежной пыли из-под гусениц. Самое стремное место — последнее, потому что сидеть надо на краю саней, а шум стоит такой, что если тебя потеряют на кочке, то никто не услышит. А оборачиваются впереди сидящие нечасто. Ну и плюс зацените комфорт: в каждую такую саночку впихивается два мужика в зимней одежде. Приходится обниматься :)

Мачты на Мудьюге.

А вот и уникальный маяк. Его деревянная башня была построена в далеком 1875 году. В конце 20 века взята на государственный учет как памятник инженерной архитектуры и поморской культуры. Черная башня.

Вид на маяк с рядом стоящей вышки связи.

Слева — море. Справа — остров. Черная полоса в левой части кадра чуть ниже горизонта — фарватер, пробитое ледоколами русло, где ходят корабли даже в январе.

А этот корабль пока ждет своего часа.

Тут же располагается служба управления движением судов, где нам дали возможность переодеться с жаркой дороги.

И мы двигаем дальше. В планах добраться до Белой башни, еще одного маяка в другой части острова.

Накатанная снегоходами дорога идет вот таким живописным лесом.

Но скоро мы понимаем, что с нашей скоростью, пока мы доберемся до Белой башни, уже стемнеет. А ведь еще и назад нужно ехать. Поэтому, пока солнце окончательно не село, решаем остаток времени уделить осмотру бывшего концлагеря.

«Славным патриотам, замученным интервентами на острове Мудьюг, 1918 — 1920». Первая версия памятника была поставлена в 1928 году, а спустя 30 лет был поставлен новый памятник из гранита, чугуна и бетона. Деревянные сооружения — остатки бараков и хозпостроек лагеря.

И сохранившееся орудие южной батареи. В начале августа 1918 года эскадра интервентов появилась у острова Мудьюг на подступах к Архангельску. При появлении иностранных кораблей командный состав предательски бежал, осталось лишь 35 матросов, которые и попытались остановить корабли, открыв огонь из этих орудий.

Когда интервенты высадили на остров десант, матросы, не прекращая артиллерийского огня, выделили из своего состава для контратаки 15 человек. Против 150. Бой продолжался более двух часов. Остановить корабли не получилось, удалось лишь немного задержать.

За время интервенции через тюрьмы Архангельска прошло около 52 тысяч человек, а это 11 процентов всего населения Архангельской губернии в то время. В первый же день тюрьмы переполнились до отказа, поэтому была быстро построена специальная каторжная тюрьма на Мудьюге. В ней побывало свыше тысячи человек, из них расстреляно и погибло от болезней более двухсот.

В этом же месте, чуть ли не в центре бывшего лагеря, растет причудливой формы сосна.

Вечереет, возвращаемся назад.

Небо окрашивается в нежные тона.

Красивый и суровый остров.

Уже затемно вернувшись на берег, снова попадаем в туман и яркую, загадочную луну.

Быстро плывущие по небу облака на длинных выдержках рисуют мистические картины.

Очень интересное место. Немного жаль, что удалось увидеть лишь малую часть острова. Хочется вернуться туда снова и досмотреть.

Оформлено с помощью «Обрамлятора»

6 комм. → Добавить комментарий

Оставить комментарий

 

RSS-лента комментариев к данной записи
TrackBack URL

© Сергей Нечаев, 2005 — 2024   Правовая информация   55 queries. 0,047 seconds.