Маршрут: Архангельск — Унежма (поезд) — п. Южный нежил (авто) — д. Нюхча (сплав) — Архангельск (поезд).
Даты маршрута: 4 мая — 11 мая.
Даты сплава: 5 мая — 10 мая.
Экипаж: 3 чел.
Плавсредство: ПСН-10.
4 мая.
21:20 — выехали из Архангельска на мурманском поезде. Билеты лучше покупать заранее, поскольку всего два вагона (плацкарт и купе, в 3 раза дороже). Нам при покупке за 2 недели достались только места в последнем купе плацкарта, остальное — только боковые.
5 мая.
7:35 — прибыли в Унежму. Выгрузились из вагона, и пока стояли ждали отправления поезда, к нам подошел мужик поинтересоваться, спросил, на Южный мы или нет, а если да, то на счет цены мы в курсе. Цена, насчет которой мы были в курсе — 1500 руб. Попытались невнятно поторговаться, но быстро сдались. Основной аргумент у мужика — плохая дорога.
до 8:30 — катались по деревне. Сначала мужик заехал к себе домой, залил ведерко бензина, а потом поехали в магазин, который открыли специально для нас, водитель подсуетился. Магазин оказался двумя сараями, заплатили за бутылку воды 30 р., а ручка с тетрадкой достались бесплатно. В деревне почти на каждом доме — спутниковая тарелка. Народу видно мало, но это, видимо, по причине утра субботы.
9:50 — на месте. Дорога, вопреки жалобам водителя, оказалась отличной грунтовкой. Меньше 40 км/ч он по ней не шел (хотя и больше 60 — тоже). Дорога широкая, разъезжаются две лесовоза. По пути пересекли Ветреный пояс, очень красиво. По GPS максимальная высота составила 330 м. Дорога для такой глуши довольно оживленная, встречаются бытовки, лесовозы. На самом деле там были геологи — говорят, сейчас в Карелии много экспедиций, ищут золото, никель, иногда находят. Мужика, который нас подвозил, зовут Павел. Хотели узнать его телефон, чтобы можно было договариваться с ним заранее, но он сказал, что это лишнее, он и так подвозом занимается постоянно. Найти его можно прямо на станции, спросить бригадира Павла. Или звонить прямо на станцию Унежма (через Малошуйку, там соединят), и просить позвать бригадира Павла. Павел также рассказал, что мы уже 4 в этом сезоне, ранее он уже подвозил группы с Иванова, Рыбинска и Москвы.
до 10:45 — надували плот, собирались. Площадка удобная, собираться и спускать суда в воду лучше до моста, выше по течению, затем проходить под мостом. Рядом брошеный (по причине субботы) бульдозер. Высота по GPS = 135 м.
Надуваем, привязываем дуги.
Пролеты моста вполне проходимые, даже для ПСН.
Напоследок фото на память с трактором и флагом — и вперед.
10:50 — вышли.
11:55 — привал. До этого был небольшой перекатик. Река спокойная, много уток. Прошли 1,7 км.
13:30 — Река до этого места спокойная, много поворотов, много грести. У берегов — тонкий лед. Под конец — разлившееся болото, в конце болота река входит в лес, сразу справа — изба. Встали на обед. Чтобы подплыть к берегу, пришлось немного побыть ледоколом — у берега намерз тонкий (1-2 мм) лед, и ПСН его с шумом проламывает. Прошли 3,4 км.
Раньше в этих ямах была вода. Вода ушла, а лед остался.
до 16:15 — обедали. Сходили на просмотр вниз по реке. Отсюда через 10 мин пешком начинаются Свинцовые пороги. Плот прилично спустил, подкачивали.
16:25 — вышли на Свинцовые.
до 18:15 — непрерывные пороги и перекаты. Река нередко разделяется и идет разными протоками, причем с воды иногда не сразу понятно, где основной путь. Выбирать в основном приходилось наугад (к слову, большей частью удачно), поскольку часто река разделяется после поворота, что, помноженное на скорость воды и нашу маневренность, просто не давало возможности остановиться и просмотреть пути. Только один раз останавливались на небольшом острове для просмотра, а так — шли куда несло :) От неожиданности (когда ж они кончатся, эти пороги?) и неумения раз 5 садились на камни, долго и муторно слезали с них. Один раз засели между двух камней, плот прогнуло и вода стала заливаться внутрь — первый серьезный зачерп. Промокли, до конца Свинцовых не дошли.
18:15 — встали на повороте на высоком берегу слева, после очередного порога и перед следующим. По карте — самая граница с Карелией. Прошли с места последнего привала 5,5 км.
19:30 — на противоположный берег вышел здоровый лось, искупался в реке и ушел обратно в лес. Афигеть! Вечером клеили плот, нашли 1 маленькую старую дыру и 3 незакрытых клапана (из-за них плот сильно спускал).
0:00 — отбой.
Прошли за день: 10,6 км.
Высота на последнем привале: 106 м.
Погода 5 мая: весь день солнце сквозь тучи, иногда слабый снег. Ветер слабый.
6 мая.
10:00 — подъем. Завтрак. Нашли еще 2 маленьких старых дырки в плоту в надувном днище, клеить не стали (не критично), оставили на вечер.
14:10 — вышли, быстро прошли остаток Свинцовых порогов. От них до Кувшинных порогов — 2 переката. Кувшинные прошли быстро, минут за 30, они совсем не запомнились. Сработались: двое сидят по бокам, дают скорость, один на корме задает направление. Научились не садиться на камень, если несет на него и не успеваем свернуть, можно обойти его, слегка чикрнув, если придать плоту круговое вращение сразу перед камнем. После Кувшинных начинается спокойная вода, плесы, иногда разливы до размеров озера. Очень много гребли против ветра.
16:50 — из плота порывом ветра сдуло 2 заламинированных куска карты из 3. Начало маршрута и конец. Осталась только его малая часть. Придется идти только по GPS, но там не обозначены пороги. Выплыли на большое пространство, размером с приличное озеро. Вдалеке виднеется остров. Очень сильный ветер в морду, с нашей парусностью и числом гребцов идти очень сложно, решили сделать привал и переждать немного ветер. Встали на правом берегу.
17:10 — ветер слегка утих, вышли. Пошли, прижимаясь к левому подветренному берегу. Много и долго гребли, ветер все равно приличный. Под конец этого псевдоозера река разделена маленьким островком. Прошли через левую протоку. Слева по ходу после островка — ржавый автобус ПАЗ. Откуда? Сразу после автобуса — порог, перепад ~0,5 м. Сверху с порога красивая и хорошая обзорность.
17:35 — справа ржавый жд вагон. Видимо, остатки бывшей узкоколейки. Тут же порог. Прямо по центру порога — бетонные то ли блоки, то ли плиты, НА ВЫСОКОЙ ВОДЕ ИХ НЕ ВИДНО, И БУРУНОВ ОТ НИХ НЕТ! (на малой воде они, судя по всему, торчат над водой). Заметили их только под плотом. Сильно проскребли дном.
18:15 — Далее после поворота слева красиво порогом впадает р. Заячка. Тут заметили, что плот быстро набирает воду. В центре днища плота под средним баллоном — фонтанчик воды. Срочно отгребли метров 50 вверх по течению, там стоянка.
Первая (и последняя) пробоина. Сразу насквозь в днище, не заметили бетонных плит в реке.
18:30 — встали на правом берегу напротив р. Заячка. В днище — здоровая дыра насквозь + здоровая дыра в баллоне днища. Набрали воды столько, что плот перевернуть не смогли, пришлось котелками вычерпывать воду. Место стоянки красивое, но довольно сырое, заболоченный берег. Метрах в 50-80 вверх от берега то ли просека, то ли дорога, но вдоль нее так и не сходили, так что куда ведет — непонятно.
Закат на Нюхче хорош.
19:00 — появились первые комары. Мало, но очень здоровые! Клеили плот. Пока мыли посуду, утопили одну миску (берег обрывается сразу в глубокий омут).
01:00 — отбой.
Прошли за день: 14 км.
Высота на последнем привале: 88 м.
Погода 6 мая: с утра пасмурно, как вышли на Свинцовые — сильный дождь ~10 мин, потом облачно, редко солнце. На открытых местах сильный ветер. Вечером солнце, небольшая облачность, слабый ветер.
7 мая.
9:20 — подъем, завтрак. Лес тут очень живой. Видели следы борьбы тетерева или глухаря с каким-то зверем (кучи перьев). По берегу много звериного помета.
13:20 — вышли. По ходу 2 или 3 небольших порога, на последнем река поворачивает налево, потом заводь с островом. На острове стоит группа 2-3 человека и собака, катамаран с мотором (местные?). После заводи — перекаты, потом порог. Справа красиво маленьким водопадиком впадает ручей. После начинается длинный безымянный порог минут на 40, очень красивый. Где-то в его середине прыгнули со ступеньки ~0,5 м. В этом месте река пересекает Ветреный пояс, он хорошо виден. Порог по длине 8 км, перепад высоты на эти 8 км составил 25 м. В солнечную погоду эти 8 км порога, пожалуй, самые красивые из всех порогов на Нюхче. После порога — заводь, справа крутой высокий берег, на берегу вагончик.
16:25 — привал у вагончика на правом берегу.
17:10 — вышли. Гребли по ветру, быстро прошли заводь. Небольшие пороги и перекаты. Дальше плесы, спокойная вода, очень красивые места для стоянок. Тут можно делать дневку, но мы набрали темп, и останавливаться не хотелось. Идем дальше. Слева по ходу изба, довольно далеко от берега, видно с воды плохо. Однако у сосен на берегу ободрана кора (метки?). Причалили и поднялись, изба наполовину вкопана в землю, что-то среднее между избой и землянкой. Далее небольшие перекаты. После них около часа гребли по спокойному месту против ветра. Видели 2 местных на лодке с собакой (рыбаки). Хочется уже встать, но хороших мест нет.
19:35 — встали на правом берегу после переката. Высокий сосновый берег, в реку впадает маленький ручей. Красивое место.
Место, где встали на 3 день. Жалко, что пасмурно, место очень красивое.
02:00 — отбой.
Прошли за день: 24,5 км.
Высота на последнем привале: 40 м.
Погода 7 мая: с утра пасмурно. Пока собирались — моросил дождь. Примерно через 45 мин после выхода вышло солнце, далее до конца дня солнце, небольшая облачность. Ветер слабый.
8 мая.
11:30 — подъем.
14:30 — вышли. Небольшие перекаты и порожки.
16:40 — слева знак "Осударева дорога". Повернут задом к реке, поэтому текст на знаке можно прочитать, только выйдя на берег. Само место ничем не примечательно. Привал 10 мин.
17:40 — справа приток, река делает поворот налево на 90 градусов. Привал 30 мин на левом берегу.
с 18:10 — небольшие порожки и перекаты (которые на большой воде почти незаметны). Поворот налево и примерно 1 км — широкая заводь, стоят сети. После заводи — поворот направо почти 90 градусов, по правому берегу видна стоянка, возможно с избой (не проверено). Далее небольшой перекатик, сразу заводь и река поворачивает влево почти под прямым углом. После поворота через ~100 м виден порог Падун.
Начало пор. Падун. Вид с левого берега.
20:00 — встали на просмотр Падуна. Около часа ушло на просмотр порога, поиск стоянки и подготовку к прохождению (причем основное время — на поиск стоянки). По правому берегу довольно далеко ничего хорошего нет, есть место сразу после порога, но оно низкое и загаженное. Можно еще встать сразу до Падуна, там естественные гранитные плиты, площадка примерно 15х20 метров (какая-то из групп, что шли до нас, там стояла — видны остатки лапника под палатки). Решили проходить порог и встать на левом берегу за островом.
Гранитные плиты в начале пор. Падун.
21:00 — вышли на Падун. Времени на прохождение ушло минут 10, и то из-за ошибки на 3 ступени, после чего нас неудачно вынесло и посадило на камни. Сам порог состоит из 3 ступеней. На второй ступени река разделяется и идет двумя протоками, основная масса воды — по правой. Левая протока на уровне 3 ступени непроходима для ПСН — очень узко. Плюс могут быть завалы. После 3 ступени порога два протоки соединены проливом шириной 3-4 метра, и сразу начинается остров. 1 ступень — перепад от силы 0,5 м, шли по центру, прошли вообще незаметно. Вторая ступень (перепад около 1 м) находится правее первой, пошли также по центру 2-ой, практически без заливов. Третья ступень еще правее второй, причем чтобы попасть в слив, а не в водопад, нужно заходить максимально вправо, почти к берегу. Реально нужно пройти поперек течения метров 50, а расстояние между 2 и 3 ступенями — всего метров 40. Но нам не хватило скорости, гребцов и, соответственно, сил, чтобы провести нашу махину все 50 метров. В итоге выгрести удалось только до центра третьей ступени, пришлось быстро разворачивать плот и прыгать в водопадик чуть более 1 м. Толком развернуться и разогнаться не успели, и в 3 ступень вошли скулой. Прыгнули успешно, но попали в улово, скорость была потеряна, а бешеных гребков тремя веслами было явно недостаточно, чтобы преодолеть обратное течение, поэтому нас стало сносить прямо на водопад. Из улова вышли, только оттолкнувшись древком весла от камня в водопаде, да и то уже тогда, когда поток воды стал хлестать сверху по борту. Здесь порядком залились. Только выбрались из улова, нас снесло влево от намеченного пути, ближе к острову (хотя небольшую шиверку после 3 ступени лучше проходить держась правого берега). Как результат — крепко сели на 2 камня сразу, долго слезали с них.
Первая ступень пор. Падун, р. Нюхча. На ПСН-е ее просто не заметно.
Вторая ступень пор. Падун, р. Нюхча.
Окончание второй ступени. Прямо по центру елки — это остров. Но на остров прямо не выйти, там гранитные плиты образуют ступень 1-1,5 м без воды. Третья ступень — вправо. В левую протоку заходить смысла нет, там узко, мелко и завалы.
Третья ступень, пор. Падун, р. Нюхча. Вид с острова.
Третья ступень пор. Падун, вид с правого берега. На переднем плане видна часть слива, до которого мы не успели выгрести.
Третья ступень пор. Падун, вид сверху. Здесь хорошо видны пути выхода — лучше проходить между травой в центре и правым берегом. Там из опасного только один валун. Между травой и островом (слева) валунов на порядок больше, на ПСН-е там мы засели сразу на два.
Панорама порога Падун. Снято с острова ниже порога. На переднем плане слева направо: третья ступень порога, гранитные ступени без воды, перешеек между правой и левой протоками.
21:30 — встали на левом берегу сразу за островом. Место тоже довольно сырое, однако если подняться выше по тропе метров 50, стоит новая изба. За избой — дорога на деревню Нюхча. Стали на избе. В избе живет рыжая с белым кошка, с отрубленным хвостом. Животинка очень легкая и довольно странная, на второй день отказывалась от пищи, только грелась у печки.
С отрубленным хвостом у кошек резко ухудшается маневренность и ловкость.
1:15 — отбой.
Прошли за день: 20 км.
Высота на последнем привале: не отмечено.
Погода 8 мая: с утра пасмурно. Как вышли и до самого Падуна — мелкий дождь и морось постоянно. От Падуна (с момента как подошли к порогу) — без дождя, солнце сквозь тучи. Ветер умеренный.
9 мая.
ДНЕВКА.
10:15 — подъем.
Поставили на просушку плот, снова пришлось вычерпывать воду котелками, иначе не перевернуть.
После завтрака исследовали места вокруг порога.
По левому берегу — хорошая дорога, по-видимому, до Нюхчи (местные потом подтвердили, что до Нюхчи, до деревни 8-10 км). Также по левому берегу есть два обноса — один ниже по берегу (лесная тропа, узкая), второй обнос — выше по берегу, как раз по этой дороге, от начала порога и до избы. Вообще по левому берегу обносы удобнее, зато по правому — короче. На левом берегу есть еще одно красивое и удобое место для стоянки с видом на левую протоку порога.
Дорога от пор. Падун до дер. Нюхча по левому берегу.
Шустрая водичка.
Левая протока после 3 ступени пор. Падун, р. Нюхча.
Мини-водопад.
На обед катались на остров, который сразу после 3 ступени. В середине острова — хорошее место для стоянки, на острове есть одна здоровая сушина и валежник. На самом ближнем к порогу торце острова — очень удобное и красивое место для костра с видом на весь порог. Тут и пообедали.
Переплыли на правый берег для фотосессии порога. Видели 2 местных рыбаков на резиновой лодке (они проверяли сети вверху по реке до порога, потом обносили его по правому берегу).
Возвращались к избе — видели бобра.
Обед с видом на порог.
Водопадики с правого берега у порога Падун.
Вечером сильно натопили избу и отметили День победы, апофеозом было купание в спасжилетах. Ощущения неповторимые — все тело сразу начинает колоть тысячами иголочек. Берег хороший, сразу большая глубина, летом, наверное, здорово купаться.
Рыбацкая лодка для тренировки умения держать равновесия. Дно плоское, а центр тяжести — высоко. Одно неловкое движение — и лодка превращается в подлодку.
1:10 — отбой.
Прошли за день: дневка.
Высота на последнем привале: не отмечено.
Погода 9 мая: с утра пасмурно. С обеда также пасмурно + умеренный ветер. Вечером небольшой дождь, умеренный ветер.
10 мая.
9:45 — подъем, завтрак.
13:05 — вышли. Сразу перекат, потом немного спокойной воды, еще перекат. Появились чайки, значит, недалеко до моря. Потом справа два кирпичных здания, от них сразу начинается порог. В него лучше заходить слева, так как по центру и справа очень мелко, можно крепко большой площадью днища на гранитные плиты. Сразу после порога — жд мост.
14:05 — встали на правом берегу перед жд мостом. Здесь очень удобное место для сбора — большое поле и никого нет. Поднялись на мост, сразу справа там будка смотрителя, там нашлась молоденькая девушка, которая поведала нам, что до жд станции Нюхча удобнее добираться от жд моста, чем от автомобильного. Автомобильный мост примерно в 800 м ниже по реке, через перекат. От автомобильного моста до жд станции примерно 2-2,5 км, от жд моста — 500-800 м. На самой станции Нюхча билетных касс нет (ближайшие — Малошуйка и Белогорск), поэтому из Нюхчи реально уехать на поезде из Мурманска, если куплен билет заранее, или на дежурках. Мы выезжали на дежурках, расписание у них подогнано довольно удобно:
22:05 — дежурка от Нюхчи до Маленьги, идет минут 15.
В Маленьге сразу пересадка на так называемый "автобус" Маленьга — Малошуйка, это электричка из двух вагонов. Идет 1:40, в Малошуйке в 0:23.
В Малошуйке уже стоит и ждет поезд до Архангельска, два вагона — общий и плацкарт. Но в плацкарт без билета не пускают, поэтому нужно либо рисковать и бежать до касс покупать билеты (а поезд уходит через 10 минут), либо сразу идти в общий, где можно купить билеты у проводника. Мы решили не рисковать и пошли сразу в общий, в любимое последнее купе у туалета :) Повезло, народу было немного, в нашем купе кроме нас никого не было.
До поезда было много времени, поэтому успели сварить ужин на горелке и сходить в Нюхчу в магазин. В деревне два магазина, от жд станции до них примерно 2-2,5 км (25-30 мин). Один магазин работает до 19-00, другой до 20-00. Магазины находятся за автомобильным мостом, один сразу слева (киоск-контейнер, в который можно зайти), другой дальше по дороге, желтое здание. Ассортимент стандартный. Немного поснимали саму деревню.
Автомобильный мост в дер. Нюхча. Через одноименную реку.
Деревенский пейзаж.
Для гостей тут заготовлен инвентарь для увеселительных мероприятий.
Кто какие буквы сумел выучить, тот так и называется.
Прошли за день: 7 км.
Высота на последнем привале: 15 м.
Погода 10 мая: с утра пасмурно. С обеда солнце сквозь тучи, иногда дождь. Вечером грозовые тучи, иногда кратковременный дождь, ветер умеренный.
11 мая.
9:55 — дома.
ИТОГО:
Длина маршрута: 76,1 км.
Перепад высот: 120 м.
Ходовых дней: 5 (можно легко сократить до 4, если чуть больше пройти в первый день и сделать дневку на 4 день, а после Падуна не стоять, поскольку от него до конца маршрута всего час хода, а электричка из Нюхчи идет только в 22:05).
Дневок: 1.
Потери: 2 ламинированных карты, железная миска.
Впечатления: Класс! Хочу еще!
Никич — 28.11.2012 @ 18:38
Впечатляет экскурсия. Так держать. Молодцы. Вот, берите пример с людей, а не ходите и не бухайте в подворотнях. Класс.
admin — 29.11.2012 @ 17:23
Спасибо! Хотя, надо признать, встречались коллективы, которым и поход не мешает бухать. Но если поход серьезный, то уже не до этого, конечно.
Евгений — 01.11.2013 @ 11:47
Красивые фотографии. Есть такое понятие — ржавчина воспоминаний. На меня сразу же накатило. Сам я прошел Нюхчю в 2009 году в июне по течению от Южного, а в 2010 поднялся от Южного до Нюхчозера. Интересует вот какой вопрос: как там с водой в мае месяце? Просто я в 2009 проводился в общей сложности километров 10. Вопрос не праздный, потому как на следующий год планирую в 20-х числах мая поход по Нюхче от самого Нюхчозера, раньше никак, потому как на Нюхчозере будет еще лед… Хотелось бы пройти без проводок.
admin — 05.11.2013 @ 08:59
Добрый день. В 10-х числах мая там о проводках не может быть и речи, воды очень много. Есть пара шивер, где камни довольно плотно стоят, но мы там засели только на монструозном кате 4-ке, да и то больше по своей дурости. Думаю, что в 20-х числах с водой тоже все хорошо, т.к. уровень воды падает очень медленно.
А как и на чем вы поднимались до Нюхчозера? Интересен этот маршрут. Просто по карте есть пороги на этом участке, а берега там такие, что обносить пороги задачка ой нелегкая.
Ольга СПб — 23.06.2015 @ 15:55
Кошку жалко…(((
А фото и отчет, как всегда, прекрасны!